Что такое ЭРГОТЕРАПИЯ?

Эрготерапия – направление реабилитации, активно развивающееся в Европе, а теперь и в России. Термин переводится как «лечение посредством труда». А занимается эрготерапия восстановлением (либо формированием) навыков самостоятельной деятельности.

Это значит, что эрготерапевт работает не только с двигательными функциями, но и учит применять их в повседневной жизни – начиная от самообслуживания  (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу — для младшего возраста; убирать пыль, поливать цветы, готовить простые блюда, собирать портфель, прибирать вещи, наводить порядок в комнате, накрывать на стол и прочее — для старших ребят, а  для взрослых – ходить в магазин, в поликлинику, пользоваться транспортом и др.), заканчивая социальной активностью (сюжетно-ролевая игра, творчество, коллективная игра, взаимоотношения, инициатива, способности, установки, ценностные ориентации и многое другое).

Эрготерапия – это область пересечения медицины, социальной реабилитации, психологии и педагогики. Эрготерапевт работает с двигательной активностью ребенка, с позиционированием и тонусом мышц. Но не меньше, а иногда и больше внимания отдается произвольной деятельности человека – тому, что он хочет и может делать самостоятельно. И если для взрослого человека это касается восстановления самостоятельных навыков, то у ребенка их необходимо сначала сформировать. А это развитие и мышления, и эмоционально-волевой сферы, и расширение знаний о себе и мире. Конечная цель эрготерапии – научить ребенка применять имеющиеся у него навыки в повседневности и максимально возможно адаптировать его к жизни.

В младшем возрасте дети уже могут владеть многими навыками самообслуживания:
* снимать носки, тапочки, колготки, шапку, шарф;
* надевать ботинки (не на шнуровке) или тапочки;
* подать вам свои шапку, шарф, платок;
* просунуть руки в рукава рубашки, куртки, пальто;
* убрать в шкаф вещи;
* сложить одежду.

За столом он может:
* хорошо держать вилку и ложку;
* самостоятельно есть суп ложкой из тарелки;
* пить из чашки;
* откусывать хлеб или яблоко;
* вытирать рот салфеткой.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор, выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволноввке.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

 

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры

 

Важная роль отдается работе по развитию навыков по социальной активности: сюжетно-ролевая игра, творчество, коллективная игра, взаимоотношения, инициатива, способности, установки, ценностные ориентации и многое другое. Для рабят с нарушениями поведения и коммуникации возможна отработка правил поведения при знакомстве и взаимодействии с другими детьми, правила поведения в школе, выработать алгоритм поведения при перегрузке, научить ребенка (старшего возраста) отслеживать наступление состояния срыва, и как справляться с его последствиями.

Ориетируясь нормы и рекомендации, эрготерапевт работает с ребенком по каждому навыку, учитывая результаты диагностики и разработанную программу. Работа требует глубоких знаний и больших усилий со стороны специалиста. Сформированные навыки родители закрепляют дома.