Программа сенсомоторного развития речи «Карусели» разработана кандидатом педагогических наук, логопедом Ланиной Т.Н.

Программа для детей с общим недоразвитием речи, она позволяет в игровой форме развивать речевое дыхание, артикуляцию, моторику, межполушарное взаимодействие, произвольное внимание, память, воображение, речь, что способствует гармоничному развитию ребенка.

Речь — это сложный механизм, который включает в себя несколько уровней:
1- психологический (мотивация, программирование, контроль) — формируется во внутренней речи и реализуется во вне, на основе грамматики и синтеза родного языка;
2 — психолингвистический (все лингвистические коды языка) — уровень построения речевого высказывания, обеспечивает перевод внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне в лингвистические коды — фонемы, лексемы, интонемы, граммотемы и т.д;
3 — психофизиологический (сенсомоторный) — выступает способом реализации двух предыдущих, т.е. это уровень, с помощью которого мы можем перенести в жизнь все то, что мы сформировали — это устная и письменная речь.
Сенсомоторный уровень является фундаментом для формирования психологического и психолингвистического уровней.

О программе. Эта программа является базой для профилактики и коррекции недоразвития речи у детей дошкольного возраста. В программу интегрированы логопедические и нейропсихологические методы коррекции.

Программа предназначена для детей 4-7 лет (комплектация групп идет по возрастам), количество обучающихся от 3 до 10 чел., в зависимости от особенностей поведения, состояния здоровья ребенка и т.д. Длительность психолого-педагогической коррекции рассчитана на 18 недель (36 занятий) 2 раза в неделю по 30-45 минут. Сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Программа осуществляется в три этапа:

• На первом этапе (10 занятий) ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят изолированный и синхронный характер.

• На втором этапе (10 занятий) движения приобретают разноименный характер. Например, руки движутся в одну сторону, а язык в другую.

• На третьем этапе (16 занятий) сформированные движения сочетаются с глазодвигательными упражнениями. Работа ведется вначале над согласованными, а затем — разноименными координациями.

Цель программы: развитие у детей сенсомоторного уровня речи и других высших психических функций (восприятие, внимание, память).
В процессе занятий основное внимание уделяется общей, тонкой, артикуляционной и глазодвигательной моторике. Важность профилактики и коррекции данного уровня речевой функции связана с тем, что она базируется на общих синергических и реципрокных взаимодействиях (руки-ноги, язык-руки, глаза-язык-руки и т.д.). Такого рода нагрузки оптимизируют и слаженную работу слухоречевой и речедвигательной систем. По окончании цикла занятий по программе «Карусели» у детей улучшается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи.