Задачи проекта
Проект представляет собой организацию групп, состоящих из 5-7 пар мам и малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Подобные объединения уже широко распространены в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге и других крупных городах России, и получили общее название «тоддлеровские группы» (от английского «toddler», означающего указанный возраст ребенка – «идущий, движущийся малыш»).
Группы сфокусированы на специфических задачах, связанных с возрастной проблематикой и поддержкой отношений между родителями и детьми.
Основной целью группы является разнообразная поддержка мам и детей в процессе прохождения трудностей в отношениях. Создание и поддержание пространства принимающей атмосферы — одна из центральных задач группы. Поскольку именно пространство и атмосфера являются лечащим, целительным инструментом, которым могут воспользоваться и дети, и родители, и группа в целом.

Структура и принципы занятий в группе
Ведущий группы предоставляет участникам разнообразную информацию, касающуюся прежде всего, социально-эмоционального развития детей тоддлеровского возраста. Организует групповые дискуссии, посвященные темам, вызывающим наибольший интерес и беспокойство. Например: как дети могут в поведении и игре выражать свои переживания; почему важно говорить с детьми об их чувствах; о сложной борьбе между желанием близости и потребностью в независимости, разворачивающейся в психическом пространстве ребенка и.т.п.
Как правило, совместное чаепитие в середине встречи становится временем для самых интересных и острых дискуссий. Обсуждаются самые разные вопросы: от приучения к горшку и сложностей с отлучением от груди до трудностей в установлении четких ограничений для ребенка (без использования насильственных способов, оскорблений и угроз). У каждой мамы есть возможность поделиться своими сомнениями и переживаниями, познакомиться с разными точками зрения, лучше осознать и сформулировать свою позицию.
Ведущий сохраняет равномерное распределение внимания между всеми членами группы, и каждый может выбрать оптимальную для себя степень участия. Отсутствие оценок, эмпатия, открытость, готовность к диалогу и равномерное распределение внимания ведущего ко всем участникам группы – таковы принципы групповой работы.

Помощь без активного вмешательства
Отличием тоддлеровских групп является их способность работать как с семьями, имеющими детей с обычными задачами развития, так и с семьями из различных групп риска: с детьми, имеющими особые потребности (синдром Дауна, ДЦП, снижение слуха), с усыновленными (приемными) детьми, а также с несовершеннолетними мамами и родившими детей выпускницами сиротских учреждений.
Такие группы способствуют интеграции в социум детей с особыми потребностями и помогают матерям из категорий «групп риска».
Реализуемое в группах понимание отношений в паре «мама-малыш» как важного контекста, в котором происходит развитие ребенка, делает их значимой альтернативой идеям активной педагогической стимуляции раннего развития и медико-ориентированным формам помощи, так распространенным сейчас в России в целом, и в Вологде в частности. Ведь, к сожалению, в нашей стране по-прежнему сильна традиция обращаться сразу к невропатологам, использовать медикаментозное лечение таких проблем раннего возраста как приучение к горшку, истерики, агрессивное поведение, расстройства сна, страхи, трудности с едой и др. Но в последние годы усиливаются тенденции форсирования раннего интеллектуального развития. В этих условиях, пространство встречи, игры и поддержки, обеспечиваемое тоддлеровскими группами, становится особенно важным для эмоционального развития детей, и особенно их психического благополучия.
Беседы с детскими невропатологами, психологами и педагогами, работающими с детьми 1,5-3 лет, доказывают, что затрагиваемые в тоддлеровских группах проблемы очень актуальны. А многие матери и их дети крайне нуждаются в такой помощи и поддержке.

images (6)