— специальная программа для детей, имеющих трудности в обучении, проблему дезадаптации в школе.
В комплексном сопровождении ребенка для преодоления школьной неуспеваемости принимают участие врач-невролог, реабилитолог, врач ЛФК, учитель-логопед, специалист по нейродиагностике, медицинский психолог, психолог-психоаналитик.
В основе программы лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития ребенка. Нейропсихологическая стратегия и тактика программы реализована в методе замещающего онтогенеза (Б.А.Архипов, А.В.Семенович, и др).
Цель программы: воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). Системный подход к коррекции психического развития ребенка обусловил включение в программу смежных методов (педагогика, логопедия, нейрофизиология, возрастная психология, психотехники), используемых в детском возрасте. Все это позволяет расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка, помогает установить контакт с детьми, выбрать оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания.
Программа включает в себя четыре блока:
1 блок. Интегрированное занятие в спортивном зале.
Нейромоторное развитие ребенка, в результате которого совершенствуются функции и структуры головного мозга, активно участвующих в формировании устной и письменной речи, а также поведении ребенка.
Занятие состоит из трех частей:
1. Упражнения на развитие межполушарных связей головного мозга, артикуляционной моторики и дыхания.
2. Дозированные физические нагрузки (ДФН).
3. Мозжечковая стимуляция
Интегрированное занятие в зале способствует совершенствованию самоконтроля, улучшению памяти и внимания, снижению импульсивности, увеличивает скорость обработки поступающей информации, развивается речь, улучшается школьная успеваемость. Занятия повышают энергетический потенциал организма ребенка, он меньше устает на уроках, лучше контролирует поведение и усваивает информацию. Интегрированные занятия подготавливают ребенка к занятиям с логопедом, дефектологом, психологом, повышают их эффективность.
Интегрированное занятие в зале по показаниям может быть дополнено занятиями Fast For Word. Компьютерная программа Fast For Word — это физиологичная тренировка мозга, перестраивающая его работу, запускает естественные физиологические механизмы, которые порождают речь, совершенствуя систему восприятия речи.
Последовательность занятий в зале и занятий FFW определяется индивидуально после нейропсихологического тестирования.
2 блок. Работа над когнитивными процессами: развитие памяти, мышления, внимания, устной и письменной речи.
На данном этапе в работу с детьми включаются методы, развивающие зрительное и слуховое восприятие, память, произвольное внимание, номинативную функцию речи. Формируется наглядно-образное и словесно-логическое мышление, проводится коррекция и развитие навыков письма и чтения, восполняются недостающие знания по предметам школьной программы. Занятия проводят учитель – логопед, педагог – психолог. В работе используются методы логопедической и нейропсихологической коррекции.
3 блок. Занятия с психологом, в группе или индивидуально, специальные тренинги.
На данном этапе в работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей. Дети учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей, вежливо относиться друг к другу. На занятиях у детей формируются важные жизненные навыки, такие, как умение выходить из опасных ситуаций, противостоять негативному влиянию сверстников, умение строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и общаться с взрослыми.
4-й блок. Совместная работа с родителями.
Консультирование родителей по эффективному взаимодействию с ребенком и педагогами по предупреждению или решению школьных трудностей.
Работа с ребенком, испытывающим трудности в обучении, начинается с нейропсихологической диагностики, в ходе которой специалист определяет причины проблем ребенка, лежащие в основе его неуспешности, и вместе с неврологом разрабатывает индивидуальную программу коррекции.
Представленные блоки программы работы могут проводиться как поочередно, так и в сочетании друг с другом. Специалистами обязательно учитывается нагрузка на ребенка в кружках и секциях.