Мозжечок — диспетчер нашего мозга, он перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, проводит коррекцию и автоматизирует все функции в организме. Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут возникать в результате гипоксии (кислородная недостаточность) и родовой травмы (стремительные роды или длительный безводный период, затяжные роды).
В дальнейшем нарушение функций мозжечка может проявляться снижением мышечного тонуса, нарушением координации, равновесия, неуклюжестью движений, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, замедленным формированием двигательных навыков (в т.ч. навыки чтения, счета, письма), затруднениями в восприятии новой информации (трудности школьного обучения).
Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Для улучшения мозжечковых функций используются упражнения для непосредственной стимуляции мозжечка через вестибулярный аппарат и за счет тренировки чувства ритма.
Мозжечковая стимуляция включает в себя методики:
— Learning breakthrough («прорыв в обучении») — система упражнений доктора Бильгоу;
— упражнения на оборудовании сенсорной интеграции;
— упражненеия на фитболах, батуте;
— упржнения на равновесие и координацию;
— упражнения на итерактивной платформе Wii fit.
Занятия по мозжечковой стимуляции проводятся индивидуально, упражнения подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка, коррегируются по степени освоения упражнений. Занятия проводятся детям с 4-5 лет 2-3 раза в неделю.
В результате проводимых тренировок улучшается внимание, память, снижается импульсивность, увеличивается скорость обработки информации ЦНС, быстрее формируются навыки, формируется речь, повышается школьная успеваемость.
Занятия по мозжечковой стимуляции повышают эффективность проводимых коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, психологом.