Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».
Музыкотерапию определяют как:
• Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых.
• Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.
Различают три основные формы музыкотерапии:
• Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
• Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
• Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки.
В нашем детском центре мы используем активные методы музыкальной терапии, где дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (поют, играют), применяя при этом музыкальные инструменты, или, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Пение используется, чтобы помочь детям с нарушениями речи, оно улучшает артикуляцию, ритм и помогает управлять дыханием, что важно, например, при заикании. Песня как средство выражения и понимания опасений помогает детям избавиться от страхов. В процессе игры на инструментах (бубны, маракасы, клавишные) ребенок может совершать движения в такт музыке, ритмические компоненты музыки помогают увеличивать жизненный тонус. Ритмические занятия используются, чтобы улучшить потенциал в движении, силе, равновесии, координации, походке, искусстве дыхания и мускульной релаксации. А импровизация освобождает творческие и скрытые средства выражения чувств.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества, которые используются чтобы облегчить контакт, взаимодействие, самовыражение и саморазвитие.
Занятия проводятся индивидуально и в мини-группе.