Речевые нарушения очень разнообразны, их разнообразие зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой; от социальной обусловленности речи как в отношении ее формы, так и содержания.
В логопедической практике различают следующие основные речевые нарушения:
1) нарушения голоса (афония, дисфония, фонастения);
2) дислалии (функциональная и механическая);
3) дизартрия разных видов;
4) нарушения ритма темпа и плавности речи (заикание, тахилалия, брадилалия);
5) алалия (моторная и сенсорная);
6) разные формы афазии;
7) дисграфия и дислексия;
8) нарушения речи на почве снижения слуха.
Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные.
Органические причины — это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции.
Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе.
Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства.
Максимальный эффект для ребенка дает совместная работа невролога, логопеда, психолога, остеопата, врача ЛФК.
Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа восстановления, она может включать следующие методики:
1. Коррекция произносительной стороны речи:
— классические логопедические методики;
— логопедический массаж;
— электромиостимуляция (СМТ).
2. Коррекция фонематического слуха:
— компьютерная программа Fast ForWord, помогает в работе логопеду по развитию у ребенка фонематического слуха, что позволяет эффективно проводить занятия по постановке звукопроизношения;
— слуховая терапия по методу А.Томатис.
3. Коррекция мозжечковой и вестибуляторной функций:
— массаж с акцентом на воротниковую зону;
— остеопатия;
— мозжечковая стимуляция;
— лечебная физкультура с ДФН.
4. Коррекция внимания и чувства ритма, автоматизация речи:
— интерактивный метроном,
— музыкальные занятия.
5. Медикаментозное лечение, физиолечение, микрополяризация головного мозга (назначается после прохождения ЭЭГ).
6. Занятия с дефектологом.
7. Занятия с психологом, групповые и индивидуальные.
Каждая методика может использоваться как самостоятельный отдельный метод коррекции, так и в сочетании с другими методами в комплексной программе.