Недирективая игровая терапия решает три основные задачи:
- Создание условий для развития самовыражения ребенка,
- Коррекция имеющегося у ребенка эмоционального дискомфорта,
- Формирование саморегулирующихся процессов.
В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе недирективной игры выступает установление эмпатической связи психолога с ребенком. Недирективная игровая терапия дает возможность ребенку «отреагировать» скопившееся напряжение, незащищенность, страх.
Известный детский психотерапевт Вирджиния Эксклайн формулирует следующие принципы недирективной игротерапии:
— установление непринужденных дружеских отношений с ребенком,
— принятие ребенка таким какой он есть,
— содействие самораскрытию ребенка: чтобы он мог открыто говорить о своих чувствах,
— понимание чувств ребенка,
— стремление обратить его внимание на самого себя,
— предоставление ребенку самому регулировать динамику игрового процесса,
— введение лишь тех ограничений, которые связаны с угрозе жизни и здоровью.
Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной терапии. Сегодня, с целью коррекции эмоционального дискомфорта, широко используются игры с песком и водой, например, методика рисования песком, методика мироздания и др. В ходе этих игр дети обнаруживают свое отношение к миру, людям и предметам, в процессе игры ребенок прорабатывает свои душевные конфликты. Игровая психотерапия применяется к детям в соответствии с их эмоциональными и возрастными потребностями (используется онтогенетический характер игры), особенно это важно при работе с детьми, у которых есть нарушения в развитии.