Психотерапия — это всегда разговор. Но не всегда традиционный, с помощью слов. Существует психотерапия, основанная на разговоре с телом, а точнее — работающая с проблемами и заболеваниями человека через телесный контакт.
История развития телесно-ориентированной психотерапии насчитывает почти 100 лет. Родоначальником этого метода считается Вильгельм Райх. Он был учеником Зигмунда Фрейда. Постепенно он начал разрабатывать психотерапевтические методы воздействия на тело. Во время работы психоаналитиком, Райх заметил, что у пациентов, которые лежат на психоаналитической кушетке, некоторые сильные эмоции сопровождаются выраженными реакциями со стороны тела. Например, если пациент хочет сдержать чувства, то он может начать хватать себя за шею, как бы пережимая горло и заталкивая эмоции обратно. Продолжая свои наблюдения, он описал, как в ответ на стрессовые ситуации возникает хроническое напряжение отдельных групп мышц — «мышечные зажимы». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера». В дальнейшем эта «броня» создает проблемы, как в телесной, так и в психической сфере.
В телесной сфере возникают ограничения подвижности, ухудшение кровообращения, боли. В психической сфере «броня» не дает естественно проявляться сильным эмоциям, мешает личностному росту. Подавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают множество проблем: от панических атак и бессонницы до психосоматических расстройств и трудностей в отношениях.
Итак, в основу телесно-ориентированной терапии (далее — ТОП) легли следующие ключевые идеи:
1. Тело помнит все, что происходило с нами с момента рождения: значимые ситуации, эмоции, чувства и ощущения. Следовательно, через тело можно работать с любым негативным опытом человека, а также с его отношением к себе и миру.
2. Неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания человека сдерживаются и запечатлеваются в теле (это результат работы механизмы психологической защиты).
3. Застойное эмоциональное возбуждение сопровождается соматическими изменениями (возникают сбои в работе вегетативной нервной системы).
4. Защитный панцирь впоследствии не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств.
5. Проработка мышечного напряжение, отреагирование подавленных эмоций и ощущений позволяет человеку не только решить проблемы, но и перейти к правильной телесно-эмоциональной регуляции, быть в согласии со своим телом и использовать его ресурсы (которые, в принципе, неограничены).
После работ Райха появились другие авторские методы ТОП. Наиболее известны из них: биоэнергетический психоанализ А. Лоуэна, метод изменения с помощью поз Ф. Александера, рольфинг И. Рольф, метод осознавания через движение М.Фельденкрайза, биосинтез Д.Боаделлы, бодинамика.
В нашей стране возникли танатотерапия В. Баскакова и АМПИР М. Сандомирского.
С 1998 г. телесно-ориентированная терапия входит в список методов психотерапии, рекомендуемых Минздравом России.
Телесно-ориентированная терапия у детей с различными нарушениями развития
Чем больше мы работаем с детьми, имеющими различные нарушения развития, тем больше сталкиваемся с тем, что нарушения психики и интеллекта, как правило, сопряжены с изначальным нарушением восприятия себя, своего тела, своей целостности, и, как следствие, нарушением взаимодействия с другими людьми и миром. По мнению авторов методик ТОП, нарушение восприятия «себя» основной причиной формирования искажённого психического развития особых детей. Сложно взаимодействовать с окружающим миром, если не ощущаешь, не понимаешь самого себя. Целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛА?
Например, у детей с РАС часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Ребенок с РАС может не ощущать физическую боль от удара или падения, не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любять выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве. Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.
При снижении протопатической (кожно-мышечной) чувствительности, ухудшается восприятие себя в пространстве – ребенку требуется постоянно двигаться, возбуждая поверхностную чувствительность, чтобы себя найти, себя почувствовать. Такое поведение часто диагностируется, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания. При недостатке протопатического восприятия происходит задержка или отсутствие формирование целостного восприятия своего тела, как образа, схемы — не формируется или нарушается создание образа тела, образа себя, образа своего Я. Это ведет к страхам, связанным с «телесным непониманием. В поведении ребенка это проявляется разнообразием симптомов аутизации, отрешенностью от внешнего мира. По-видимому, все силы ребенка уходят на то, чтобы хоть как-то находить, чувствовать самого себя.
КОМУ ПОКАЗАНА ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ?
На базе хорошо развитой кожно-мышечной чувствительности формируются многие навыки и умения: бытовые, социальные, личностные. К показаниям относят:
- аутизм, расстройства аутистического спектра
- различные речевые нарушения
- задержка физического и психического развития
- ДЦП, органические нарушения ЦНС
- неврологические расстройства
- энурез
- тревожный сон
- боязливость, неврозы
- гиперактивность и т.д.
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ТЕЛА?
Задача специалиста – обнаружить и активизировать зоны кожно-мышечной чувствительности ребёнка. Во время занятий терапист находит эти зоны и при помощи специальных упражнений и воздействий на них, учит ребёнка чувствовать себя. Со временем ребёнок научается понимать не только своё тело, но и свои внутренние чувства и эмоции, управлять ими. Со стороны это выглядит как весёлые «обнимашки» и «похлопушки». На самом деле каждый этап работы выстроен в соответствии с определёнными уровнями построения движений. Когда мы говорим о коррекционной работе с телом, мы имеем в виду не безличное, пассивное, механическое воздействие на тело, а воздействие только социальное, внутри человеческого дружеского общения.
Занятия по ТОП могут групповыми и индивидуальными. Идеальный вариант — совместное взаимодействие специалиста и родителей ребенка. Родители находятся рядом, постепенно приобщаясь к процессу. Работа над мышечной чувствительностью приятна и полезна для всех участников. В результате улучшается эмоциональная связь между ребенком и его близкими, что помогает наладить контакт и научиться понимать друг друга, формируется наиважнейшее психологическое понятие — ДОВЕРИЕ! Параллельно специалист обучает родителей навыкам и правилам методики, ведь далее такая терапия продолжается дома.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДУ
В результате занятий у детей наблюдаются значительные изменения в состоянии:
— изменения физического и эмоционального состояния, отношений с окружающим миром (достижение большей свободы, мягкости, устойчивости и т.д.);
— уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
— уменьшение аутистических проявлений (уменьшение стереотипий; появление взгляда в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии; уменьшение специфических страхов; появление интонированного лепета (интонации речи) или речи; большая терпимость к прикосновениям; большая целенаправленность действий и т.д);
— толчок в развитии речи;
— улучшение познавательных способностей;
— улучшение координации и моторики.