Метод Томатиса — это система слуховых тренировок.
Цель метода состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать слуховую информацию, с помощью тренировок происходит перепрограммирование процесса слушания.
Данная методика создана французским ЛОР врачом Томатисом для коррекции нарушений слуха после акустической травмы. В дальнейшем были замечены положительные эффекты при применении данного метода у детей с нарушениями слухового восприятия, нарушением коммуникативных функций. В результате дополнительных исследований метод нашел свое применение у детей с нарушениями аутистического спектра, СДВГ, задержками речевого и психомоторного развития, нарушениями письменной речи (дисграфия, дислексия), нарушениями функции равновесия.
Томатис проводит четкую грань между слушанием и слышанием. Слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Слышание – пассивный процесс, слушание – активный, и он требует от нас использовать наши уши надлежащим способом. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицит концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут читать хорошо, не могут сконцентрироваться. Их проблема – неспособность слушать.
Слушание – это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровывать ненужную информацию.
Обучение слушанию состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию. Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды.
В комплект оборудования Томатиса входят аудиометрометр для диагностики, электронное ухо, на котором выставляются все необходимые параметры, и специальные наушники.
Во время занятий ребенок слушает музыку (Моцарт, григорианские песнопения), на которую накладываются фильтры (выставляются определенные частоты) — голос мамы, собственный голос ребенка.
Действует томатис как микрогимнастика для среднего уха (происходит переключение работы молоточка и стремечка). Важно, что это переключение происходит спонтанно, путем переключения высоких и низких частот, и не вызывает привыкания уха. Запрограмированные частоты проходят через ухо, которое передает импульс дальше в мозг и преобразовывается в электрический импульс, тем самым стимулирует зоны головного мозга, отвечающие за поступающую информацию и ее обработку и улучшается понимание речи.
Существуют противопоказания методу.