НАЙТИ НАСТОЯЩИЙ ТОМАТИС
Следствие ведет логопед. Часть 3.
Информация с сайта http://logoprognoz.com
Поможет ли Томатис Вашему ребенку? Помогает ли Томатис или это потеря времени? Работает ли методика вообще? Будет ли эффекттот терапии у моего ребенка?
Если Вы не специалист, трудно разобраться в такой узкой теме. В этой статье Вы узнаете всё, что известно на данный момент об эффективности метода, в теории и на практике. Это стоит прочитать, если Вы задумались на счёт Томатис-терапии!
“Встань и иди!” или истории чудесных исцелений.
На форумах можно найти разные отзывы о Томатис. Но особенно запоминаются такие вот непридуманные истории маленьких и больших побед:
Людмила: “После 1 курса у нас как раз началось звукоподражание, появилась мимика на лице…”
Юлия: “…речью с 1,5 лет занимались, ничего. Пока Томатис не сделали. Как сделали, через неделю в метро сказал: мама, едет! На поезд приближающийся. До этого было только мама, баба, брррррр на машину и ав-ав на собаку.”
МамаРомы: “Понимания речи до Томатиса не было. Сейчас стал откликаться на имя все чаще, реагирует на простые просьбы.”
Дарья: “Моя малышка после 1 курса Томатиса сделала 5 шажочков без опоры”.
Кажется невероятным, что улучшения происходят в совершенно разных сферах. Может, Томатис — та самая волшебная кнопка “запуска мозга”, которую нам всем так хотелось бы найти?
Но как работает эта “кнопка”?
За 20 лет своего существования метод Томатиса здорово “оброс” мифами.
“Вы что не читали суть метода? Томатис слуховые косточки тренирует!
А у вас с мозгом проблемы. Если мозг не развит или на МРТ нашли признаки органического поражения мозга тренировка слуховых косточек ничего не даст! Не тратьте зря деньги. Лечите мозг.”
Так что же тренирует Томатис?
Метод Томатиса опирается на то, что слуховая система связана со всем телом и головным мозгом, включая кору и подкорковые структуры. Эффект Томатиса воздействует на внутреннее ухо. А через него стимулирует всю слуховую систему.
“У детей с моторной алалией (когда ребенок понимает речь, но не может говорить) зоны слуха и понимания речи нормально работают. От Томатиса толку в данном случае не будет.”
По гипотезе, функции слуховой системы — не только слышать, но и активно слушать, т.е. воспринимать информацию, определять направление звука, отделять важное от неважного, распределять внимание. А также обрабатывать и направлять (интегрировать) информацию для развития речи и “заряжать” кору головного мозга энергией.
То есть, если у человека “в одно ухо влетает, в другое вылетает”, то можно ожидать проблем не только с пониманием других людей, но и с собственной речью, общением с другими людьми, вниманием, с ориентацией в пространстве, поведением.
Поэтому показания для Томатис очень “широкие” — и СДВГ, и алалия, и аутизм, и изучение языков, и даже депрессия и заикание.
И что в итоге происходит?
Курс выстроен так, чтобы попытаться “переучить” мозг, который проходит те же ступени развития слушания, что и в онтогенезе (при нормальном развитии).
В результате должны наладиться все функции слуховой системы. А значит, эффекта можно ожидать во многих сферах.
“По-моему, это выкачивание денег. Я так поняла, что метод лечения у них — прослушивание звуков определенной частоты. И все. «Электронное ухо» и прочее — просто красивые слова. Можно и дома послушать эти самые звуки с определенной частотой… Забесплатно”.
Конечно, в Томатис слушают не просто звуки определенной частоты. Специальная обработка звука дает эффект “удивления” мозга. В результате в течение всей сессии вся аудиторная система человека находится в тонусе.
Как хорошая баня с вениками стимулирует и тонизирует всю нервную систему, так Томатис стимулирует систему слуховую.
Вырабатывается новая “привычка” — не просто слышать, но слушать. Логопеды назвали бы это развитием фонематического слуха. Но это не все.
Изменение ведущего уха на правое приводит к ускорению обработки слуховой информации. Стимуляция высокими частотами — к улучшению способности мозга анализировать звуки. Стимуляция низкими частотами — к улучшению способности анализировать информацию о положении тела в пространстве.
Большой плюс — что ребенку не нужно ничего делать. Т.е. метод подходит детям, которые не могут по какой-то причине взаимодействовать. Ведь он основан на рефлекторной реакции и не требует (на начальной стадии) активного участия.
Есть даже эксперименты по применению метода Томатиса для людей… в коме.
Теоретически все это очень даже разумно, логично. Получается, метод должен стопроцентно помогать. Почему же результаты терапии не 100%?
Чего мы не учли?
Мы до сих пор до конца не понимаем, как работает мозг. А значит, еще меньше знаем, что “сломалось” при нарушении его работы.
И еще труднее подобрать эффективные инструменты для его “починки” — не зная что нам чинить, где и как. Мы решаем уравнение с тремя неизвестными.
Ни диагноз ребенка, ни даже внешние проявления (“клиника”) не дают четких ответов: что именно нарушено и как нужно действовать. Даже исследования на современной аппаратуре не всегда проясняют ситуацию.
К примеру, еще не нашли конкретную причину аутизма. У аутистов обнаруживают нарушения в работе мозга, и даже на структурном уровне. Но такие же нарушения выявлены у людей без аутизма, и даже у людей, которые не жалуются на какие-либо проблемы и хорошо адаптированы к жизни.
Если у ребенка есть нарушения слухового восприятия, мы не можем утверждать, что все его проблемы от этого.
Допустим, у Вас не заводится машина. Ваше предположение — закончился бензин. Это очень логично. И поможет, если проблема в пустом баке. И совсем не поможет, если у машины проблемы с электрикой, или сел аккумулятор.
Но если бензин не помог — это не значит, что заливать бензин в машину неэффективно вообще.
Томатис поможет там, где проблема связана с нарушениями в работе слуховой системы. Если это не так, значит, попытка решить все проблемы улучшением слухового восприятия будет неуспешной. Только попробовав, мы можем оценить результат.
Возможно, корень проблемы в чем-то другом. А скорее всего, особенно, у детей со сложными нарушениями, это целый “букет” поломок на разных уровнях.
Тогда для “починки” какой-то части может подойти Томатис, для остальных — нужны другие подходы.
В ситуации, где мы вынуждены действовать наобум, лучше всего подходит метод проб и ошибок.
Однако, это все теория. А что на практике?
Что говорят ученые?
Есть больше 20 исследований, показывающих эффективность Томатис. Результаты разные, для какой-то категории лучше, для какой-то меньше. Например, во всех исследованиях эффективность людей с аутизмом — не больше 60 %.
Но ни одно из них не признано официальной медициной из-за различных погрешностей. Например, малое количество участников, неоднородный состав группы, отсутствие контрольной группы и т.п.
Кстати, советую почитать о результатах некоторых экспериментов, чтобы примерно представлять, чего в принципе можно ожидать. Подборку отчетов исследований можно просмотреть тут.
Поэтому Томатис не признается медицинской процедурой с доказанной эффективностью для определенных расстройств. Что не мешает использовать его как один из методов реабилитации по всему миру.
Например, Американская Педиатрическая Ассоциация (APA) хоть и не признает Томатис в качестве метода лечения, рекомендует назначать Томатис в составе комплексной терапии при широком спектре расстройств.
Больше всего мы, конечно, доверяем не каким-то исследованиям, а настоящим, “живым” отзывам людей.
Что говорят родители?
Здесь самая большая проблема — субъективность. Очень сложно выработать объективные критерии оценки.
Часто родители не видят улучшений, когда их видят специалисты, работающие с ребенком.
И наоборот, специалист разводит руками — не помогло, а по отзывам родителей, ребёнок дома начал общаться, они видят прогресс. Или даже один родитель оценивает успехи на 3 балла, а другой — на 10. Здесь все очень зависит от изначальных ожиданий.
“Мой после 4 курсов даже сидеть не стал самостоятельно, а я тем не менее считаю, что результаты у него очень хорошие. Так что каждый понимает своё под «бОльшими результатами””.
Чаще всего Томатис проводится в комплексе с другими методами реабилитации. Поэтому трудно оценить “чистый” эффект. Тем более, что новые умения обычно проявляются не сразу, а через некоторое время после курса.
“Я не могу утверждать что сын стал говорить после Томатиса, его «пробило “раньше. А в июле с уже повторяющим слова мы поехали на первый курс Томатиса, в сентябре на второй. В октябре были на курсе дельфинотерапии. Постоянно работаю с сыном… Занятия на развитие. Прогресс за и 8 месяцев у сына огромный, но что причина, я не могу утверждать. Но опять повторюсь, на третий курс Томатиса сына свожу обязательно.”
Часто не пишут позитивные отзывы, т.к. боятся “сглазить”. Но даже если отзыв объективный, насколько это может быть полезно? Диагнозы одинаковые, а дети — совершенно разные. И результат от терапии может быть совсем другим.
Подводим итоги
Томатис под собой имеет достаточно сильную теорию. Это должно сработать, если применять по назначению.
Трудность в том, что мы не до конца понимаем, что именно нарушено у ребенка. Если его проблемы — результат сбоя в слуховой системе, эффект будет сильным. Если связь мала — и эффект будет меньше.
Поэтому нельзя заранее сказать, кому поможет Томатис, и каким будет результат. Теоретически вероятность того, что слуховая система работает неправильно есть при алалии, задержке психоречевого развития, синдроме дефицита внимания, расстройствах аутистического спектра, нарушениях чтения и письма, заикании.
Эксперименты показали достаточно хорошие результаты. Но всем подряд Томатис не подходит. Сейчас проводятся дальнейшие исследования с целью уточнить показания к этому методу. А пока официальная медицина относится к нему с осторожностью.
Отзывы людей, как всегда, противоречивы.
Единственный способ узнать наверняка — пройти курс. Причем, помня, что цель — не чистота эксперимента (поможет именно Томатис или что-то другое?), а здоровье и развитие ребенка.
Возвращаясь к машине, которая не заводится, делать ставку только на бензин — неэффективно. А вот если залить высококачественный бензин, да еще заменить свечи, и поставить новый аккумулятор — вероятность удачи будет намного больше.
Комплексный подход, когда с ребенком занимается много специалистов, используя разные методики, дает бóльший результат, чем “соло” занятия, разнесённые во времени.
В случае с Томатис-терапией эффект синергии очень выражен. Томатис стимулирует те процессы, которые могут быть “подхвачены” и развиты другими методами реабилитации.
Томатис — не панацея и не волшебная кнопка развития мозга. Это одна из хороших методик в комплексной реабилитации.